Доклад Тимофеевой Л.А.,

преподавателя фортепианного отдела музыкального отделения МОУДОД ДШИ г. Аткарска,

на тему:

«Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся младших классов на уроках фортепиано».

 

 

Содержание:

 

1.    Вступление.

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся – одна из самых важных задач педагогов ДМШ

 

2.    Методы развития навыков самостоятельной работы.

1.     Целенаправленность урока.

2.     Последовательность урока.

3.     Воспитание элементарной грамотности.

4.     Работа над звуком и фразой.

5.     О работе над техникой.

6.     О режиме и методике домашней работы.

3.Выводы.

                                                                                           -------------------------------------------------------------

 «Считаю, что одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство»

(Т.Т. Нейгауз)

 

Это высказывание Нейгауза, конечно, больше характеризует роль педагогов в музыкальных училищах и консерваториях, т.к. там педагоги имеют дело с музыкантами уже грамотными, чаще всего способными, одарёнными. Но не менее важная задача стоит перед преподавателями ДМШ.

            С самого первого года обучения педагог должен стремиться к постепенному развитию у ученика инициативы, самостоятельности, стараясь пробудить в нём интерес к занятиям и творческую активность. Под самостоятельностью имеется ввиду умение учащегося применять в своей работе дома полученные на уроке знания и навыки.

             Процесс развития самостоятельного мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Педагог должен воспользоваться природной любознательностью ученика и направлять её, помочь ему переходить от осмысления простых вопросов к пониманию более сложных.

               Воспитывая в детях силу воли, умение достигать поставленную цель, педагог ДМШ вместе с педагогами общеобразовательной школы воспитывать будущего человека, думающего неустанно ищущего, активно действующего. Продуктивность домашней работы ученика в большей степени зависит от того, как он усвоил полученное на уроке. Необходимым же условием усвоения знаний (а так же игровых навыков и умений) Является внимание.

                Итак, как должен строить педагог свои уроки, чтобы ученик был максимально сосредоточен? Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученик останется пассивным, инициатива его не станет развиваться. Педагог должен строить свои объяснения так, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Это способствует развитию активности ученика. Успех домашней работы в значительной степени зависит от целенаправленности урока. Если педагог ставит конкретные задачи, понятные ученику, объясняет и показывает способ из достижения, притом тут же на уроке добивается частичного выполнения, то можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев домашняя работа ученика будет также целенаправленной и плодотворной. На ряду с целенаправленностью урока большую роль играет последовательность в работе над произведением. Ошибкой многих молодых педагогов является желание сразу выложить все свои замечания по поводу исполнения ученика. Ученику, приступившему к работе над каким-нибудь сочинением, известна её конечная цель. Но ему должны быть понятны и ближайшие задачи. Успешное решение этих задач обусловлено настойчивой работой над воспитанием элементарной грамотности, умением вслушиваться в собственное исполнение (работа над звуком и фразой). Таким образом, одной из основных задач педагога является воспитание элементарной грамотности, развитие бережного отношения к тексту.

                С чего должна  начинаться работа над произведением? С просмотра всего произведения в целом, т.к. ученик получает здесь представление о музыке, которую иной раз совсем не знает. В младших классах, пока учащийся плохо читает с листа, педагогу целесообразно самому сыграть это произведение и остановить внимание ученика на основных выразительных моментах. Ученику запомнится в общих чертах содержание произведения, его настроение, наиболее характерные особенности, его форма. Именно этого и нужно добиться на первом этапе знакомства с новой пьесой.

Ознакомившись с произведением, ученик начинает разбирать его, т.е. приступает к тщательному анализу текста. Он должен увидеть всё, что в нём написано: аппликатуру, знаки, штрихи, динамические оттенки и т.п. Педагог обязан проверить, понимает ли ученик смысл того или иного обозначения и способ его исполнения. Важно выработать привычку играть правильной аппликатурой, необходимо объяснить учащемуся основные правила.

После того, как педагог убедиться, что задание ученику ясно, разбор произведения задаётся на дом. Если домашнее задание выполнено со многими неточностями, нельзя ставить перед учеником новые задачи. Это лишь приучит его к небрежности и неряшливости.

               В качестве примера грамотного прочтения приведу пример разбора пьесы «Украинская народная песня» из сборника  «Школа игры на ф-но» Николаевой. Эта пьеса отличается яркой динамикой, наличием различных знаков артикуляции (штрихов). После первого же исполнения ученики, обычно, сразу определяют характер песни. При разборе очень интересна первая фраза. Сначала разбираем её устно, ученик должен увидеть все знаки артикуляции: staccato, legato и portamento. Потом можно предложить ученику «сыграть» эту фразу на крышке ф-но ладошкой, чтобы посмотреть, какие движения руки нужны для staccato, legatoили portamento. В заключении говорим о том, что эта фраза исполняется громко, весело и тогда уже ученик играет её на фортепиано. Во второй части пьесы ученик должен увидеть сначала лиги и другой динамический оттенок. Две последние фразы звучат контрастно: одна –mf, другая – р, причём, последнюю чуть замедляем. И тут ученик должен увидеть staccato и глубокую длинную ноту «фа». Особенно трудно добиться точного выполнения задания от детей, за которыми дома нет контроля. Чаще всего такие дети занимаются без всякой системы, часто отвлекаются от занятий. С такими детьми надо пробовать вести более подробный дневник, где они записывают, что и как они делают дома. Такие записи заставляют их лишний раз вспомнить то, что они делали в классе, чего надо добиться, т.е. активирует их память, внимание и делают их домашние занятия более целенаправленными и плодотворными.

Например Оля Т. Обладает неплохими музыкальными данными, выученные произведения исполняет эмоционально, но разбор произведений всегда очень поверхностный и небрежный. Задавая ей «Адажио» Штейбельта, надо попросить  Олю записать в особую тетрадочку, над чем она будет работать дома. Разбор на следующий урок Оля приносит слабый. Читаю дневник: 16.09 – разучивала «Адажио», 17.09 – разучивала «Адажио». Выясняется, что каждый день Оля проигрывает пьесу несколько раз от начала до конца. Надо объяснить Оле, что такая игра большой пользы не принесёт, т.к. она ничего толком не запоминает. Затем следует начать разбирать вместе с ней на уроке. Для начала надо дать ей услышать, что в пьесе четыре предложения: первое и второе почти одинаковые, в третьем мелодия звучит сначала в левой руке, затем в правой, а четвёртое полностью повторяет второе. Потом следует указать, какие трудности есть в каждом предложении: в первом, втором и четвёртом в мелодии сначала большие фразы (длинные лиги), а потом есть маленькие фразки. В партии левой руки нужно дослушивать залигованные ноты. А в третьем предложении неточно выучена партия левой руки, т.к. Оля не следила за знаками альтерации. Следующий урок Оля будет играть более сознательно и грамотно, а в дневнике появятся записи: 19.09 «Адажио» - поучила отдельно левую руку в первом и втором предложениях, следила за длинными нотами. Учила третье предложение;  20.09 «Адажио» - соединяла обе руки; 21.09 – учила отдельно первое предложение, повторяла левую руку.

                Здесь уже есть признаки целенаправленной работы. Конечно, не всё у неё будет верно, но то, что она станет активнее при разборе, более вдумчивой – это несомненно. Полезно  при разборе выполненного дома задания использовать словесный отчет ученика. Грамотный разбор произведения позволяет вести дальнейшую работу в основном над качеством звука, музыкальной фразой, умением вслушиваться в свою игру, правильным соотношением звучания правой и левой рук, т.е. над музыкальным исполнением произведения. Уже с первых упражнений и пьесок ученик должен уметь вслушиваться в извлекаемые звуки. Ясно, что педагогу необходимо создавать для ученика звуковую картинку. Полезно иногда сопоставить два способа исполнения, чтобы ученик слышал разницу между тем, что есть в его игре и тем, что должно быть. Необходимо помнить, что все движения исполнителя обусловлены представляемой художественной задачей. Надо постоянно приучать ученика видеть начало каждой фразы, ощущать её вершину и окончание. Здесь уместно привести высказывание Гольденвейзера: «Всякая музыка всегда была расчленена дыханием. Живое дыхание…. Должно быть неотъемлемым свойством фортепианного исполнения

                    При работе над звуком и фразой необходимо чаще концентрировать внимание ученика, заставлять его сыграть несколько раз одно и то же построение, чтобы заметить, когда оно лучше звучало.

                    Возьмём для примера пьесу Филиппа «Колыбельная». Эту пьесу дети, обычно, понимают и разбирают грамотнее довольно быстро. Основным недочетом бывает исполнение первых четырёх тактов без снятия руки. Если даже после моего пения со словами «Баю – баю, куколку качаю» ребёнок всё равно играет всё на одном дыхании, тогда я пишу: баюбаюкуколкукачаю. Чаще всего дети с недоумением смотрят на этот набор букв и не могут их прочитать. Пишу снова: баю – баю, куколку качаю. Спрашиваю в чём разница? Делаем вывод, что мало называть правильные буквы (исполнять правильные ноты), надо объединить их в слова (фразы). Предлагаю ученику ещё раз исполнить и послушать.  Для того, чтобы первые две ноты звучали выразительно, надо показать и объяснить, что на первую надо опираться всей рукой, но не резко, а вторую брать бережно, без повторного движения рукой, только пальчиком, затем движение кисти вверх, т.е. «вдох» рукой для того, чтобы опереться на начальный звук следующей фразы.

                  Работая над музыкальным произведением урок надо строить так, чтобы ученик мог ответить на вопросы «как?» и «почему?» он играет так, а не иначе. Всё это вместе, является хорошим залогом для успешной и плодотворной самостоятельной работы. Но без привития учащимся навыков и умения преодолевать технические трудности работа педагога не может считаться полноценной.

               Значит, третья задача педагога: привитие учащимся навыков техники и навыков работы над отдельными и более сложными местами в произведениях.

Ученик, начинающий занятия музыкой, сталкивается сразу со многими  задачами: приходится думать о нотах, размере, о нужных клавишах , о правильных пальцах и т.п. Зачастую  дети не успевают при этом следить за своей посадкой, за своими движениями ; отсюда- скованность рук, напряженные спина и плечи, нелепые движения телом и головой. А  различные упражнения помогут ребенку выработать навыки правильной  посадки и красивых движений. Смысл упражнений заключается в том, что они должны вести учащегося к постепенному освоению наиболее типичных для данного инструмента технических задач, выполнение которых необходимо при воплощении художественных образов произведения. Большое значение в домашней самостоятельной работе ученика имеет его  режим. Для того, чтобы ученик занимался регулярно, необходимо для его занятий дома отвести более или менее постоянное время. Важно приучить учащихся к работе дома, они сознательно чередовали разделы ,а не выполняли  по шаблону: этюд, гамма, полифония , пьеса и т. днимание ученика притупится.

Решающим условием в выполнении режима домашних заданий является воспитание у детей ответственности за выполняемое ими  задание. Надо только помнить, что всякая работа должна быть по силам ученику.  Непосильные задания могут вызвать у него потерю уверенности в своих силах, а  с другой стороны, выполнение слишком легких заданий  не развивает в достаточной степени способности ученика.

Недочеты в самостоятельной работе учащегося неизбежны. Умение заниматься обычно приходит вместе с музыкальной зрелостью. Весь вопрос в том, чтобы этих недочетов было  поменьше и чтобы занятия учеников носили творческий  характер. Хорошо, если ученик быстро схватывает указания педагога , но еще ценнее крупица его личной активности. Это—дело не одного-двух уроков, а длительного периода воспитания в определенном направлении.

Hosted by uCoz